Радар, локатор

Локатор (от латинского locus – место), техническое устройство для локации.

Судовые радиолокационные станции (РЛС) служат для обнаружения в плохую видимость надводных объектов и измерения до них расстояний. На экране электронно-лучевой трубки создается световой план окружающей местности, называемый радиолокационным изображением. Отражающие свойства облучаемых объектов различны. Например, высокие берега, лесные массивы, здания, крупные суда имеют хорошую отражательную способность. Низкие берега, пески, осередки, плоты, мелкие суда, навигационные знаки имеют плохую отражательную способность.

Кроме определения местоположения объекта (цели) локаторы решают задачи по определению параметров их движения, распознаванию, сопровождению, наведению ракет и других летательных аппаратов. В зависимости от физической природы колебаний локаторы подразделяются на радиолокаторы, гидролокаторы и оптические локаторы.

Немного истории изобретения. Одной из важнейших областей применения радио стала радиолокация, то есть использование радиоволн для определения местонахождения невидимой цели (а также скорости ее движения). Физической основой радиолокации является способность радиоволн отражаться (рассеиваться) от объектов, электрические свойства которых отличаются от электрических свойств окружающей среды. Еще в 1886 году Генрих Герц обнаружил, что радиоволны способны отражаться металлическими и диэлектрическими телами, а в 1897 году, работая со своим радиопередатчиком, Попов открыл, что радиоволны отражаются от металлических частей кораблей и их корпуса, однако ни тот ни другой не стали глубоко изучать это явление.

Впервые идея радара пришла в голову немецкому изобретателю Хюльсмайеру, который в 1905 году получил патент на устройство, в котором эффект отражения радиоволн использовался для обнаружения кораблей. Хюльсмайер предлагал применить радиопередатчик, вращающейся антенны направленного действия, радиоприемник со световым или звуковым индикатором, воспринимающим отраженные предметами волны. При всей своей не совершенности устройство Хюльсмайера содержало в себе все основные элементы современного локатора. В патенте, выданном в 1906 году, Хюльсмайер описал способ определения расстояния до отражающего объекта. Однако разработки Хюльсмайера практического применения не получили. Герц и Попов пользовались для своих опытов короткими волнами. Практически же радиотехника вплоть до з0 годов ХХ века применяла очень длинные волны. Между тем лучшее отражение происходит при условии, что длина волны, по меньшей мере равна или (что еще лучше) меньше размеров отражаемого объекта (корабля или самолета). Следовательно, длинные волны, применявшиеся в радиосвязи, не могли дать хорошего отражения. Лишь в 20 – е годы радиолюбители США, которым было разрешено пользоваться для своих опытов по радиосвязи короткими волнами, показали, что на самом деле эти волны по неизвестным в то время причинам распространяются на необычайно большое расстояние. При ничтожной мощности радиопередатчиков радиолюбителям удавалось осуществить связь через Атлантический океан. Это привлекло к коротким волнам внимание ученых и профессионалов.

В 1922 году сотрудники радиоотдела морской исследовательской лаборатории Тейлор и Юнг, работая в диапазоне ультракоротких волн, наблюдали явление радиолокации. Им сейчас же пришла мысль, что можно разработать такое устройство, при котором миноносцы, расположенные друг от друга на расстоянии нескольких миль, смогут немедленно обнаружить неприятельское судно «независимо от тумана, темноты и дымовой завесы». В 1930 году один из научных сотрудников Тейлора, инженер Хайланд, ведя опыты по радиосвязи на коротких волнах, заметил, что когда самолет пересекал линию, на которой расположены передатчик и приемник, появились искажения. Из этого Хайланд заключил, что с помощью радиопередатчика и приемника, работающих на коротких волнах, можно обнаружить местоположение самолета. В 1933 году Тейлор, Юнг и Хайланд взяли патент на свою идею.

На этот раз радару суждено было появиться на свет – для этого сложились все технические предпосылки. Главное же заключалось в том, что он стал необходимым военным.

 

Литература.

1. Военно-морской словарь, главный редактор Главнокомандующий Военно-Морским Флотом адмирал флота Чернавин В. Н., М.: Военное издательство, 1990.

2. Земляновский Д. К. Лоция внутренних судоходных путей, М.: «Транспорт», 1988.

3. Рыжов К.В. Сто великих изобретений, М.: «Вече» 1999.

4. Корабли и мореплавание. Серия наглядных словарей, Лондон, Нью-Йорк, Штутгарт, Москва: Дорлинг Киндерсли, 2000.

Hosted by uCoz